Back to top

Оперный фестиваль в Арене: советы

Опера в веронской Арене советы
Опубликовать
Запинить

А вы знаете, что в Вероне летом у вас есть шанс попасть на уникальный оперный спектакль? При желании, вы можете приобрести билеты он-лайн заранее, и с максимальным комфортом провести четыре часа в атмосфере красоты и вдохновенного искусcтва! Вот мои советы тем, кто отважился посвятить целый вечер оперному фестивалю в Арене.

Первая серьёзная постановка в веронской Арене состоялась в середине августа 1913 года. То, что вначале было весьма смелым артистическим экспериментом, соединившим элементы классической оперы высочайшего уровня и яркого, зрелищного шоу, трансформировалось с годами в традицию, благодаря которой летом в Верону съезжаются любители прекрасного со всего мира. Ведь за более чем сто лет существования этих спектаклей уровень мастерства тех, кто выступает в Арене, доведён до совершенства. Здесь выступали Мария Каллас, Монсеррат Кабалье, Пласидо Доминго, Анна Нетребко. И в прошлые годы очень многие мои клиенты заказывали экскурсию именно в дни спектаклей, приезжая иногда с курортов, вроде Йезоло или Абано Терме, иногда – непосредственно из-за границы в Верону. Некоторые останавливались в Вероне на несколько дней с намерением посетить две или даже три постановки, ведь спектаrли чередуются, и каждый из них заслуживает внимания. Я считаю, что три - это уже перебор, а вот выбрать две разных оперы и сравнить, например, классическую версию с современной - это вполне выполнимый план. Но как правило это были индивидуальные клиенты, семьи, в общем – единицы. А в 2019 году уже несколько раз и автобусные туры тоже включали в программу посещение вечерних оперных спектаклей. Очевидно, круг заинтересованных в походе на оперу расширяется год за годом. Так что пришла пора поделиться с вами советами, которые я даю своим гостям во время экскурсий, чтобы все те, кто идёт в Арену на оперу впервые могли получить удовольствие. 

- Какое место выбрать? В Арене – три макро-категории билетов, ранжированных по цене и по степени удобства и близости к цене. У каждого из трёх типов есть свои плюсы и минусы. В партере места пронумерованные, сидишь близко и соответственно все хорошо слышно, и, если места расположены по центру, то будут хорошо видны солисты, их мимика, детали костюмов и так далее. Но в партере довольно душно, бывает даже, что дамы падают в обморок. Конечно, в «золотых рядах» кресла с мягкой обивкой, не такие узкие и жёсткие, как и на средних ярусах. И всё же, есть свои недостатки: сидя в них, ты оказываешься примерно на уровне оркестровой ямы, то есть сцена – чуть выше линии взгляда. Конечно, тем кто выше ростом не так сложно, но если ты пониже приходится разглядывать ноги танцоров или задирать нос (4 часа подряд…).

Самый комфортный на мой взгляд вариант – это средние ряды (gradinata numerata): нормально слышно, нормально видно, места пронумерованы, хорошая вентиляция и можно занимать места без особой спешки. Самый лучшие на мой взгляд – секторы D и F, но тот фланг, который ближе к сцене, а не к центральному входу. И конечно, наиболее простой вариант – галерея (gradinata non numerata): низкие цены, если надоест можно без особых угрызений совести уйти ужинать, и если прийти заранее, то можно занять места, которые по расположению очень близки к верхним местам среднего яруса. Но сидеть вы будете там, где займёте место: кто первый прибежал, тот и занял. Причём сидеть вам предстоит не через ряд, а на каждом ряду, соответственно, тесный контакт с сидящими рядом неизбежен. Но поверьте: как только начинается спектакль, все неудобства забываются и начинается волшебство!

- Что с ценами? Конкретные цены проще всего посмотреть на сайте Арены. Они могут варьироваться от сезона к сезону, но общие принципы такие: премьера всегда стоит дороже, выходные дни – чуть меньше, рабочие дни – ещё меньше, концерты (поскольку они короче) – ещё меньше, но поскольку они, как правило уникальны, то на них сложнее достать билеты. Кстати, билеты можно без проблем купить заранее он-лайн, а потом либо обменять на обычный билет, либо распечатать и пройти так – главное, чтобы был виден штрих-код. Учтите, что для тех, кому до 30 или за 65 на некоторые типы мест предусмотрена скидка. Причём когда ты заходишь с билетом "до 30" никто особо документы не проверяет - меня, например, пропустили один раз.

Цены на 2020 год уже есть на сайте Арены, продажи открыты, и если успеть заказать до 24 декабря 2019, цены будут меньше – хотя есть риск что потом не удастся выбраться в Верону в нужный день. Ещё есть такое понятие как "открытый билет" без указания конкретной даты, - отличный подарок для тех, кто любит оперу, но не знает точно, когда сможет приехать. А вот что я не рекомендую – это брать билеты втридорога, у перекупщиков, которые занимаются этим нелегально. Другое дело – обратиться к гиду: у нас часто бывает такое что клиент заказали билеты заранее, а потом не могут приехать, и просят пристроить хоть за пол цены их билеты. Шансов что будет именно то, что вам нужно мало, но попытаться можно.

- Что делать, если вы вообще не знали что существует летняя опера, и попали в Верону в последний момент, за пол часа до начала спектакля в Арене? Не беспокойтесь: касса будет открыта допоздна, и какие-нибудь места точно найдутся - хотя конечно зайдёте вы в амфитеатр последними и места будут на самом верху. А ещё, если вам повезёт, вы можете наткнуться на людей с лишним билетом: кто-то не приехал, кто-то в последний момент отказался. из 15.000 зрителей статистически кто-то неизбежно попадёт в такую ситуацию. Обычно такие люди стоят возле кассы с билетом в руках и растерянно смотрят по сторонам. Я лично в таких ситуациях отдавала бесплатно, кто-то, наверное, продаёт по себестоимости и с наценкой. А на самый-самый крайний случай, если вообще никаких билетов не нашлось, можно, когда начнётся спектакль, обойти вокруг Арены и постоять недалеко от входа: там нет особых барьеров и иногда очень даже неплохо слышно, особенно когда поёт хор. Как раз рядом - отличная пиццерия, где можно утешиться... 

- Как одеваться? В партере есть определённый дресс-код, и в прошлом случалось, что могли даже не пустить в шортах и отправить обратно в отель, переодеваться. Сейчас правила помягче, но слишком эксцентричный наряды тоже не приветствуются. вам просто будет неудобно. Например, в прошлом году я заметила у центрального входа даму в вечернем наряде с очень широкой юбкой: боюсь, что тем, кто будет сидеть рядом с ней придётся нелегко, если, конечно, она вообще сможет втиснуться в узкое железное кресло в своём ряду. Кроме партера, дресс-код не требуется нигде, но всё равно люди идут в Арену празднично наряженные, ведь  это – встреча с высоким искусством, душа требует праздника и повода покрасоваться. Но не забывайте: на галёрке вы будете сидеть тесно зажатые людьми, на свою ступеньку надо будет сначала вскарабкаться, потом кто-то будет сидеть у ваших ног, поэтому лучше избегать слишком коротких или узких платьев, высоких неудобных каблуков.

- Что взять с собой? В любом случае, пригодятся подушки для сидения на жёстком – кресле или камне. Да-да, даже тем, у кого нумерованные места будет приятнее сидеть на мягком. Подушки правильного формата можно взять в прокат на входе в амфитеатр, или купить в одном из многочисленных киосков, которые появляются в дни спектаклей рядом с Ареной. Кстати, к вопросу о покупках: в тех же киосках предлагают и либретто – компактные книжечки с переводом оперы на основные европейские языки. Она может стать хорошим сувениром и заодно помочь вам разобраться в тонкостях происходящего на сцене. Знаете, как приятно собирать год за годом коллекцию и вспоминать потом, где, что и в каком составе слушали? А если вы не хотите отвлекаться на текст на бумаге – не беда: слева и справа от сцены есть экран с бегущей строка, которая в реальном времени отображает то, что поют солисты или хор, одновременно на языке оперы (чаще всего это итальянский) и в переводе на английский.

Дамам я рекомендую взять с собой веер – во время первых актов возможно будет ещё жарко, и лёгкий шарфик для того, чтобы не простудиться, когда станет прохладнее, ближе к концу спектакля. Ведь с 21 до часа ночи температура падает градусов на пять, и это особенно чувствуется ближе к концу сезона.

Последнее, но не менее важное: обязательно возьмите с собой запас воды, но бутылочки должны быть только пластиковые и не больше 500 мл. Если воды чуть больше – отберут и выкинут, та же судьба постигнет стеклянные бутылки любого формата. Конечно, по амфитеатру разносят напитки и даже мороженное, но стоят они вдвое больше, чем за пределами Арены. просто воду они не продают в принципе, зато тоник, кока-колу, пиво или фанту вам продадут за... 4 евро! При этом банку даже в руки не дадут - перельют в обычный пластиковый стакан. Так что вода с собой - обязательна, ведь обезвоживание - самая частая причина обмороков среди публики.

Кстати, не удивляйтесь, если рядом с вами кто-то развернёт бутерброды и начнёт аппетитно закусывать: многие приходят занять места часа за два до начала спектакля и пропускают из-за этого ужин; единственное что остаётся – компенсировать это принесённым с собой запасом еды. Так что на галёрке всегда так получается: кто первый сел, тот и бутерброд съел, а кто поужинал в ресторане, – тот приходит сытым, но последним. 

Наверх
Яндекс.Метрика